Основы рисования фигуры человека
Глава 1 || Глава 2 || Глава 3 || Глава 4 || Глава 5 || Глава 6 || Глава 7 || Глава 8
Глава 2. Передача движения
Рисунок "мумии"
В предыдущих упражнениях мы видели трехмерную форму, а создавали плоскостное изображение. По инерции хочется передать только характер движения натуры. Однако помимо внешних черт, мы ясно ощущаем ее объем и вес. Нам необходимо показать, каким образом объекты занимают объем в пространстве и представляются тяжелыми или легкими.
Условно это упражнение можно назвать зарисовкой, как бы "обвязывающей" форму человека. Она выполняется мягким графитом на половинке листа бумаги. Попросите друзей попозировать в течение 5 или 10 минут или порисуйте со слепков. Желательно натуру видеть полностью. Начните с наброска движения. А теперь представьте, что вместо графита у вас в руках клубок пряжи и вы обворачиваете ею натурщика. Мумия - вот образ, который, очевидно, сразу придет в голову.
Шаг1. Сделайте обобщенный набросок натурщика. Прорисуйте фигуру полностью. Не заостряйте внимания на деталях.
Шаг 2. Начните "обвязывать" фигуру, окружая формы, как если бы линия вдруг стала нитью
Шаг 3. Продолжайте "обвязывать" различные формы натуры, определяя ее объем. Рисунок должен постепенно приобрести трехмерный вид.
Шаг 4. Завершенный рисунок должен убедительно показывать, что тело человека состоит из частей и форм, занимающих в пространстве определенный объем. В человеческой фигуре вы обнаружите круглые, цилиндрические и близкие к прямоугольным формы, в наброске должно быть видно, каким образом каждая часть располагается в пространстве.
Работа такого рода даст знание общей конструкции фигуры человека, пока без изучения довольно сложного предмета, каким является анатомия для художников. Фигуру образуют отчетливые формы; их понимание помогает рисовать человека более убедительно. Ясное представление о том, как из небольших геометрических форм складывается целое - хорошая основа для рисунка по памяти (например, в карикатуре).